Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://repository.hneu.edu.ua/handle/123456789/17536
Название: Діалогічна організація роману Бориса Акуніна «Алмазная колесница»
Другие названия: Диалогическая организация романа Бориса Акунина «Алмазная колесница»
Dialogical Structural Arrangement of Boris Akunin’s Novel “Almaznaya Koliesnitsa”
Авторы: Ковальова К. Л.
Ключевые слова: діалогічність
дискурс
дискурс
інтердискурсивна діалогічність
метадискурсивна діалогічність
інтертекстуальність
метатекстуальність
цитатні включення
алюзії
ремінісценції
дискурсивні слова
вставні конструкції
риторичні питання
одиниці «сильних» текстових позицій
диалогичность
интердискурсивная диалогичность
метадискурсивная диалогичность
интертекстуальность
метатекстуальность
цитатные включения
аллюзии
реминисценции
дискурсивные слова
вставные конструкции
риторические вопросы
единицы «сильных» текстовых позиций
dialogueness
discourse
text
interdiscursive dialogueness
metadiscursive dialogueness
intertextuality
metatextuality
citatory insertions
allusions
reminiscences
discursive words
expletive constructions
rhetorical questions
“strong” text position units
Дата публикации: 2017
Библиографическое описание: Ковальова К. Л. Діалогічна організація роману Бориса Акуніна «Алмазная колесница» : автореф. дис. на здобуття наукового ступеня кандидата філологічних наук : спец. 10.02.02 «Російська мова» / К. Л. Ковальова. – ХНПУ ім. Г. С. Сковороди, Харків, 2017. – 24 с.
Краткий осмотр (реферат): Дисертація присвячена дослідженню діалогічної природи постмодерністського роману Б. Акуніна «Алмазная колесница». У роботі в межах дискурсивно-діалогічного підходу представлений аналіз різнотипних діалогічних відношень роману Б. Акуніна «Алмазная колесница», з одного боку, з сучасною літературою та літературою минулих століть, періодів, фольклором, суспільно-політичним, історичним і культурним дискурсом епохи, з іншого боку, з погляду взаємодії з адресатом. Виокремлено й розмежовано інтердискурсивну діалогічність, яка визначає відношення «текст – претекст», і метадискурсивну діалогічність, яка відображає відношення «адресант – адресат». Визначено засоби створення цих типів діалогічності та їх функції в романі. На прикладах досліджено механізм виникнення діалогічності в кожному типі, визначено риси подібності та відмінності виокремленних типів діалогічності.
Диссертация посвящена исследованию диалогической природы постмодернистского романа Б. Акунина «Алмазная колесница». В работе в рамках дискурсивно-диалогического подхода представлен анализ разнотипных диалогических отношений романа Бориса Акунина «Алмазная колесница», с одной стороны, с предшествующей и современной литературой, фольклором, общественно-политическим, историческим и культурным дискурсом эпохи, с другой стороны, с точки зрения взаимодействия с адресатом. В каждом типе исследованы различные способы актуализации диалогичности. Выделены и разграничены интердискурсивная диалогичность, определяющая отношения «текст – претекст», и метадискурсивная диалогичность, отражающая отношения «адресант – адресат». Определены средства создания этих типов диалогичности и их функции в романе. Репрезентантами интердискурсивной диалогичности в романе «Алмазная колесница» являются интертекстуальные средства, такие как цитатные включения (цитаты, паремии), аллюзии, реминисценции, ставшие инструментом постмодернистской игры. Также в ходе исследования установлено, что интердискурсивность в романе проявляется не только через заимствование единиц плана содержания, но и через использование Б. Акуниным единиц плана выражения, характерных для предшествующей литературной традиции. В частности, выводы к каждой главе второго тома романа автор облекает в форму хокку, емкого, символичного японского трехстишья, которое также является средством интердискурсивного взаимодействия. Анализ выделенных интертекстуальных включений показал, что они выступают в качестве средства повышения смысловой плотности произведения и эмоционально-эстетического потенциала, создают условия для организации межтекстового, и шире, междискурсивного диалога, обеспечивают диалогическое взаимодействие различных систем знания, культурных кодов и когнитивных стратегий, имеют прагматическую ориентацию, так как позволяют активизировать культурную память реального читателя. Метадискурсивная диалогичность эксплицирована в тексте романа метатекстуальными средствами: дискурсивными словами, вставными конструкциями, риторическими вопросами, несобственно-прямой речью, единицами «сильных» текстовых позиций, которые являются точками пересечения авторского и читательского сознания. Метатекстуальные средства регулируют процесс понимания текста, при этом нарушают его непрерывность, «тормозят» развертывание, акцентируя внимание читателя на ключевых моментах. Анализ выделенных средств показал, что они служат для структурной организации заключенной в тексте информации, являются своего рода объединяющим звеном различных частей текста и, таким образом, позволяют автору выражать свое отношение к написанному, оказывать эмоционально-экспрессивное воздействие на адресата, вести непосредственный диалог с читателем. На примерах исследован механизм возникновения диалогичности в каждом типе, определены черты сходства и различия выделенных типов диалогичности. В ходе исследования установлено, что оба типа диалогичности, выделенные в тексте романа, охватывают всю структуру дискурса: как композиционно-содержательной составляющей, так и системы языковых средств ее выражения и являются способом организации постмодернистского художественного дискурса романа Бориса Акунина «Алмазная колесница».
The thesis is devoted to the research of dialogical fundamental nature of the postmodern novel “Almaznaya Kolesnitsa” by B. Akunin. Within the discursive and dialogical approach the paper represents the analysis of different-type dialogical relations in B. Akunin’s novel “Almaznaya Kolesnitsa” with the precedent and modern literature, folklore, socio-political, historical and cultural discourse of the epoch in one respect and with regard to the interaction with the addresse at another point. The interdiscursive dialogueness which defines the relations “text – pre-text” and the metadiscursive dialogueness which reflects the relations “addresser – addressee” have been singled out and differentiated. Means of these types of dialogueness creation and their functions in the novel have been identified. Dialogueness generating mechanism in each of the types has been analysed via examples, similarities and differences of the distinguished dialogueness types have been defined.
URI (Унифицированный идентификатор ресурса): http://www.repository.hneu.edu.ua/jspui/handle/123456789/17536
Располагается в коллекциях:Автореферати (УМПІГ)

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
Автореферат.pdf424,63 kBAdobe PDFЭскиз
Просмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.